Грузинские духовные песнопения, достигшие высшей ступени своего развития в X - XI веках, являются замечательным памятником грузинской музыки. По мнению академика Иванэ Джавахишвили, уже в IX веке, если не раньше, в Грузии существовало учение о церковном пении, которое называлось «наукой об изучении голосов". В церквах и монастырях Грузии, а также в грузинских культурных центрах за границей - в Синае, Афоне, Палестине - особое внимание уделялось искусству хорового пения. Церковные хоралы занимают особое место. Они характеризуются более мягкой манерой исполнения, существенно отличающейся от фольклорной. Однако и в церковных песнопениях можно обнаружить местные различия: западные грузинские песнопения кажутся более резкими и диссонансными по сравнению с гармоничными, ласкающими слух песнопениями восточной Грузии. В X веке в церквах и монастырях существовала должность руководителя церковного хора. Тогда же появились книги по гимнографии, такие, как сборники песнопений осмогласия. Сборники церковных хоралов X и XI веков донесли до нас имена гимнографов Иоанэ Минчхи, Микаэла Модрекили, Иоанэ Мтбевари, Эвтвимэ и Гиорги Мтацминдели, Эфрема Мцирэ и других, которые не только переводили тексты хоралов с греческого, но и часто сами сочиняли новые. Хотя большая часть церковных песнопений используется прежде всего в православной литургии, они давно заняли прочное место и в концертном репертуаре.
До нас дошли также невмические записи нот первой половины Х века. По своей графике грузинские невмы отличались от греческих и латинских, и по сей день система их записи не расшифрована. Её следует изучать в сравнении с ранневизантийской системой, применяемой в греческих песнопениях, так как с самого начала грузинское церковное пение развивалось на основе греческого текста. Позднее оно приобрело традиционные черты народного многоголосного пения.
В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням. В начале ХХ века духовные песнопения изучались и исполнялись специалистами, унаследовавшими это неоценимое сокровище от предыдущих поколений.
Источник: http://druzya.com