Грузинскому полифоническому пению без аккомпанемента музыкальных инструментов – около 3000 лет. Исполнение почти всех грузинских песен делится на три части: верхняя, средняя и низкая. Средняя часть содержит мелодию, низкая, басовая, поддерживает эту гармонию небольшими изменениями в мелодии, а верхняя, самая красивая, насыщена различными модуляциями и мелодичными вариациями. Мужчины и женщины традиционно поют отдельно и имеют собственный репертуар. Мужской намного более протяжный, зато среди женских песен немало колыбельных и даже целительных песен. Недавно ЮНЕСКО предложила объявить грузинское многоголосие нематериальным мировым наследием.
Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Леана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. Кроме того, в Грузии есть национальный симфонический оркестр.
Грузинский композитор Захарий Палиашвили (1871–1933 гг.) собрал уникальную коллекцию грузинских народных песен и сочинил музыку к операм «Абесалом и Этери» и «Даиси», основанным на грузинском фольклоре. Мелитон Баланчивадзе (1862–1973 гг.) – автор первых грузинских романсов и первой грузинской оперы «Коварная Тамара». Композитор, музыковед и этнограф Димитрий Аракишвили (1873–1953 гг.) прославился лирической оперой «Сказание о Шоте Руставели», которая в 1919 г. была поставлена на сцене Тбилисского оперного театра. Из современных композиторов хорошо известен Гия Канчели – автор оперы «Да будет музыка», нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей («Кавказский меловой круг» Б. Брехта, «Ричард III» У. Шекспира).
Источник: http://www.borjomi.com