Помимо государственных мероприятий по восстановлению прогрессивных традиций, часть последних, как отмечалось, восстанавливается стихийно, неосознанно самим народом, что мы и видели, к примеру, в свадебных и похоронных обрядах последних лет.
Кроме отмеченных линий — борьбы с отрицательными традициями и сохранением и восстановлением положительных традиций —в настоящее время прилагаются усилия к созданию совсем новых обычаев и обрядов, таких, как торжества в честь известных деятелей прошлого: Шота Руставели (Шотаоба), Важа Пшавела (Важаоба), Ильи Чавчавадзе (Илиаоба), начавшие проводиться в последние десятилетия, даты в память погибших в Великую Отечественную войну и др. Оценивая такого рода новые традиции, следует отметить их иной по сравнению со старыми народами праздниками довольно официальный характер. Например, праздник, посвященный деятелю культуры прошлого, обычно включает митинг, выступления писателей и поэтов, приехавших из разных республик Советского Союза, а также артистов и коллективов художественной самодеятельности.
Но, как известно, праздник, выражаясь в определенной системе обрядов и действий, становится настоящим народным весельем только тогда, когда сам народ принимает в нем непосредственное участие, когда пет деления на почетных гостей и зрителей. Поэтому истинным праздником будет лишь такое мероприятие, в котором творцом и непосредственным участником будет сам нарап. Таковыми являются праздники, которые издавна отмечаются в традиционные даты, с неизменно повторяющимися традиционными формами веселья. Многие из них связаны с хозяйственной деятельностью народа. Таковы у грузин ртвели — праздник, отмечающийся в честь окончания сбора винограда. Праздник Мцхетоба отмечался 14 октября по окончании всех сельскохозяйственных работ. И теперь у древних стен бывшей столицы Грузии — Мцхета в этот день по традиции собирается народ, много молодежи, проходит веселое гулянье, завязываются знакомства. Вообще в старых грузинских праздниках, всегда отмечавшихся на природе, внешняя форма выражения — веселье, игры, танцы, застолье, общение людей — была главной и подавляла их религиозную истовость.
Источник: http://strana-gruziya.ru