Грузинским очарованием был наполнен вечер памяти выдающейся балерины Стручковой. Одна из самых известных танцовщиц советского времени оставила после себя именно грузинское наследие – главным ее достижением, блистающим до сегодня, является прекрасная Ананиашвили, руководитель Государственного балета Грузии.
Мемориально-грузинское мероприятие
Вместо простого мемориального вечера получилось нечто куда более интересное. Лучшая ученица великой балерины в память о ней привезла в столицу свой грузинский балет. А он не бывал в России на гастролях несколько лет! Гости согласились, что лучшего подарка для гениальной наставницы Нина и сделать не могла.
Грузинский балет в составе Тбилисского театра сам по себе необычен. Балетная труппа существует давно – с 1851 года. Во время тяжелого постперестроечного периода не хватало мужчин, спектакли не могли выходить регулярно, и труппа чуть не распалась. Да что там – весь театр в то время находился на грани выживания. Десять лет назад в состоянии кризиса театр попал в руки Нины. После многих лет преобразований ее руководство смогло добиться невозможного, сделав балетную труппу известной по всему миру. Среди постсоветского пространства только у них, наверное, получилось так быстро подняться после оглушительного удара перестройки, и стать звездами мирового балета.
Вечер в Большом
Мемориальное мероприятие было построено необычно – вместе с классическими произведениями в программу включили уникальные постановки, написанные специально для грузинского театра. Необычное сочетание национального грузинского национального наследия с неоклассической манерой исполнения создало деликатное и незабываемое впечатление. Не наблюдалось нарочитости, потуг стилизаторства, и прочих искусственных элементов, два разнородных стиля были соединены мягко и естественно. Смотрелось все невероятно легко и изящно.
Третье отделение вечера было отдано под память – и целиком было занято «Дон Кихотом». Выступление началось с восторженных аплодисментов, потому что на танец Фанданго труппа Большого вышла в костюмах старой версии, любимой и привычной всем ценителям. Судя по овациям старым одеяниям, обновления костюмов балет скорее испортили, чем дополнили. В «Гран па» сцена покорилась ученикам Стручковой – не только организатору вечера Ананиашвили, но и Цыганкова, ныне прима Национального балета Нидерландов, и Рыжкина, прима Большого, и Горячева, солирующая в ГАБТ. Вышедшие чуть позже мужчины все же оставили женщин позади, открыв публике новое измерение совершенства. А самым последним действием мемориального вечера Нина поставила перед портретом своей наставницы горящую свечку, отметив вечное пламя ее таланта, ныне горящее в учениках по всей планете.