Тамара ГвердцителлиНани БрегвадзеНовости

24.08.2016 | Пение – дар грузинского народа

Письменные источники и памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что грузинская народна музыка уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Грузинские предки – субары и хетты использовали свирель из кости. А к первому тысячелетию до нашей эры относится фигура мужчины из бронзы, который играет на пяти струнах. С древних времен известны такие музыкальные инструменты, как ларчеми, ствири, нестви, соинари, буки, карасха, волынки, арфа и многие другие. Сольным песням преимущественно аккомпанировали струнные инструменты.

Дар грузинского народа

Свой дар к музыке грузины особенно проявляли в сочинении песен, текстов и музыки. В исторических документах рассказывается о походных, трудовых, хороводных песнях. Поминальные, заклинательные, песни обращения к силам природы, величания также были известны еще с древности. Вся эта музыка отражает пережитки языческой музыкальной культуры и носит следы аграрных и обрядовых функций. Грузинское песенное творчество представлено разносторонне в репертуаре певцов-сказителей, которые одновременно были поэтами, композиторами, певцами, исполнителями.

Диалекты и жанры песен

В грузинском фольклоре имеется несколько диалектов: тушинский, хевсурский, мохевский, пшавский, кахетинский, картлийский и пр. Самой выраженной чертой народной грузинской музыки является оригинальное и разнообразное многоголосье. Имеются и одноголосые песни. Среди песен одноголосных без сопровождения можно отметить пахотную песню оровелу, аробную урмули, колыбельную нану, тирили. Были и песни плача и причитания. Разнообразными в жанровом отношении являлись песни, исполняющиеся без музыкального сопровождения либо под музыкальные инструменты.

Народная историческая грузинская песня

Мелодика трудовых песнопений разворачивается в сопоставлении декламации с распевом орнамента. Для композиций данного рода характерными чертами являются: переменность лада, нисходящее движение к кадансу, в некоторой степени хроматизм.

Колыбельные напевы были задушевными и мелодичными, основанными на многократном повторении одного и того же мотива. В напевах причитаний включено повествование, декламация и некие всхлипывания и рыдания.

Двухголосные песни исполнялись одним солистом или двумя вокалистами поочередно на фоне баса, исполнявшегося мужским хором. Среди двухголосных песен можно отметить обрядовые, трудовые, плясовые, для которых характерны с одной стороны жесткая архаика, неточное интонирование, а с другой стороны ясные мелодичные контуры, четкая строфичная повторность, четкий метроритм.

Обязательной частью песнетворчества является городской музыкальный фольклор, который делится на два стилистически различных ответвления. Первым является народное одноголосье, а вторая ветвь зародилась под влиянием европейской и российской музыки с 50-х годов девятнадцатого века, получившая большую популярность.

ГлавнаяНино КатамадзеМанана МенабдеИрма СохадзеГостевая



Яндекс.Метрика
Права на сайт принадлежат ©2009-2024 "Известные грузинские певицы" Замечания по работе сайта: admin@georgiansong.ru
Автор допускает использование материалов сайта только при наличии активной ссылки