Медея Амиранашвили
Грузинская певица Яно Тамар
Карьера Яно Тамар
Музыкальная культура Грузии
Концерт из произведений Франгиз Ализаде
Грузинская духовная музыка
Шоу-бизнес и война
Композитор А. М. Баланчивадзе
Алексей Давидович Мачавариани
Грузинская музыкальная культура – явление неординарное и неповторимое, но, к сожалению, мало изученное. Ученые, которые занимаются исследованием развития грузинской полифонии, часто приходят к выводу, что когда-то Грузия была крупным центром полифонической музыки. Многие называют ее самой красивой из всех существовавших в истории.
С помощью музыки можно понять культуру всей грузинской нации. Благодаря любви к своим корням и строгому консерватизму древняя полифоническая структура сохранилась и сегодня. По сложности песни можно судить, насколько она древняя, потому что, чем сложнее, тем ближе к современности.
Принятое в 336 году христианство вошло в грузинскую музыку как одна из ее духовных составляющих. В этом и заключается ее музыкальный феномен – грузины сравнивают полифонию со Святой Троицей, поэтому в ней основой являются сразу три равноправных голоса. Они все независимы, главного среди них нет, что противоположно европейской полифонии, в которой обязателен главный голос cantus firmus. В песнопениях три голоса произносят слова одновременно, и в этом выражается сущность Единства Святой Троицы.
Основа грузинского пения – это ладовая система, заимствованная у древних греков, но мелодика Грузии оригинальна. Она отличается от европейской тем, что в ней нет минора и мажора, нет и темперированность музыкального строя. И грузинская традиция сохранила такую полифонию до наших дней без изменений.
Песни Грузии делятся на восточногрузинские, в которых часто бывает два солирующих голоса и протяжные низкие голоса, и западногрузинские, для которых характерно четкое многоголосье. Такие монастыри как Кхандзта, Шатбэрди, Шэмокмэди, Анчискати, , Гэлати, Икалто, Мартвили сыграли большую роль в развитии грузинской полифонии.